О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания»

загрузка...

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
7 июля 2009 г. № Р-354/2009
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

  • на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
  • рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания».

Заслушав судью-докладчика Изотко В.П., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания», Гражданского кодекса Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 24 июня 2009 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 2009 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Структурно Закон состоит из четырех статей. Статьей 1 вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания»; статьей 2 определяется порядок рассмотрения заявок на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, рассмотрение которых не завершено до даты вступления в силу Закона; в статье 3 содержится норма, обязывающая Совет Министров Республики Беларусь принять меры по приведению нормативных правовых актов в соответствие с Законом; статьей 4 устанавливается дата вступления Закона в силу.

По своему содержанию нормы статьи 1 Закона направлены на редакционное уточнение отдельных норм Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» и согласование их с нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь.

При оценке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

Согласно части третьей статьи 51 Конституции интеллектуальная собственность охраняется законом.

В Республике Беларусь совершенствуется национальная система правовой охраны интеллектуальной собственности, одним из элементов которой является Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания».

Как средство индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг товарные знаки и знаки обслуживания становятся важным фактором рыночной экономики, что обусловливает объективную необходимость создания правового механизма, обеспечивающего должную индивидуализацию участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг.

Положения проверяемого Закона направлены на закрепление и дальнейшее развитие конституционных требований, поскольку они имеют целью совершенствование механизма правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания, относящихся согласно статье 980 Гражданского кодекса Республики Беларусь к объектам интеллектуальной собственности.

В соответствии с изменениями и дополнениями, вносимыми Законом в Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания», уточняются, в частности, понятия товарного знака и знака обслуживания, порядок подачи заявки на их регистрацию, основания отказа в регистрации и досрочного прекращения их правовой охраны.

Законом вводится новый раздел, которым регламентируются вопросы использования общеизвестного товарного знака, а также закрепляется определение термина «контрафактные товары», связанного с незаконным использованием товарного знака и знака обслуживания. Кроме того, Законом уточняется компетенция Совета Министров Республики Беларусь по вопросам регистрации товарного знака и знака обслуживания, экспертизы заявки на регистрацию, порядка обжалования решения по заявке.

С учетом изложенного Конституционный Суд считает, что вносимые Законом изменения и дополнения по своему содержанию согласуются с положениями Конституции.

По форме нормативного правового акта Закон отвечает требованиям пункта 2 части первой статьи 97 и части первой статьи 104 Конституции, части первой статьи 15 и части первой статьи 16 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Порядок принятия Закона соответствует положениям статей 97–100 Конституции. Субъекты законодательного процесса при принятии Закона действовали в рамках компетенции, закрепленной статьями 97–99 Конституции.

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия не противоречит Конституции.

Руководствуясь частями первой и седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь
П.П.Миклашевич

Юридический форум Республики Беларусь: