О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования»

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 октября 2009 г. № Р-368/2009
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования».

Заслушав судью-докладчика Изотко В.П., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования», иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 2 октября 2009 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 октября 2009 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Законом вносятся изменения и дополнения в законы Республики Беларусь «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь», «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь», «Об образовании», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «Об обороне», «О физической культуре и спорте», «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспубліцы Беларусь», Трудовой кодекс Республики Беларусь, «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «О государственных наградах Республики Беларусь», «Аб музеях i Музейным фондзе Рэспублiкi Беларусь», «Об общем среднем образовании».

При оценке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

Согласно статье 49 Конституции каждый имеет право на образование. Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.

Нормы проверяемого Закона направлены на совершенствование правовых механизмов реализации конституционного права на образование и гарантий его обеспечения.

Так, новой редакцией статей Закона Республики Беларусь «Об образовании» уточняются структура общего среднего образования, сроки обучения, учреждения образования, осуществляющие обучение и воспитание на разных ступенях общего среднего образования. Определяются порядок взаимодействия учреждений образования, обеспечивающих получение среднего специального образования, с иными организациями в подготовке кадров со средним специальным образованием, а также структура высшего образования. Устанавливаются продолжительность учебного года и режим организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, включающий пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и иных мероприятий, организации трудового обучения.

Законом предусматриваются нормы, предоставляющие возможность создания в общеобразовательных учреждениях специализированных по спорту классов, по изучению в гимназиях и лицеях отдельных учебных предметов на повышенном уровне, а в остальных типах общеобразовательных учреждений такое изучение допускается на факультативных занятиях. Таким образом, на законодательном уровне создаются равные возможности развития способностей учащихся, проявивших особые склонности к изучению отдельных учебных предметов, творчеству в отдельных видах искусства, отдельным видам спорта, а в целом – возможности осознанного выбора профессии учащимися.

Анализ дополнений и изменений, вносимых в ряд других законов Республики Беларусь, которые содержат нормы по вопросам образования, показывает, что они носят редакционный характер и направлены в основном на согласование с нормами специального Закона Республики Беларусь «Об образовании». Это соответствует принципу правовой определенности, согласно которому правовое регулирование общественных отношений должно быть ясным, точным, непротиворечивым и логически согласованным в целях обеспечения единообразного понимания и применения нормативных положений.

Вместе с тем Конституционный Суд считает необходимым отметить следующее.

Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки (статья 17 Конституции). В соответствии с пунктом 45 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности», проекты актов излагаются на белорусском и (или) русском языках. Проект акта, предусматривающий внесение изменений и (или) дополнений в акт, как правило, излагается на том государственном языке, на котором данный акт был принят (издан). При этом не допускается включение в проект акта норм действующих актов, кроме случаев, когда такие акты (их структурные элементы) в соответствии с проектом акта предлагается признать утратившими силу (такие структурные элементы предлагается исключить из действующего акта) либо воспроизведение норм действующих актов обусловлено необходимостью последовательного изложения нормативных предписаний в проекте акта (часть вторая пункта 43 указанных Правил).

Закон Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь» от 26 января 1990 г. (в редакции Закона от 13 июля 1998 г.) опубликован на двух государственных языках – белорусском и русском (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 28, ст. 461).

Статьей 1 проверяемого Закона в Закон «О языках в Республике Беларусь» вносятся изменения и дополнения, в частности часть вторая статьи 16 и статья 29 Закона «О языках в Республике Беларусь» излагаются в новой редакции на белорусском языке. Однако новая редакция указанных норм Закона «О языках в Республике Беларусь» полностью соответствует их действующей редакции, предусмотренной законами Республики Беларусь от 22 декабря 2005 г. и от 10 мая 2007 г., которые опубликованы в печатном издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь на русском языке.

В связи с этим Конституционный Суд обращает внимание законодателя на необходимость безусловного соблюдения конституционных требований рассмотрения и принятия законов, исключающих возможность повторного голосования действующих нормативных положений, принятых на другом государственном языке.

Указанное не влияет на общий вывод о конституционности проверяемого Закона.

Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку его принятия и с точки зрения разграничения компетенции между субъектами законодательного процесса Закон не противоречит Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь
П.П.Миклашевич

Юридический форум Республики Беларусь: