О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе»

загрузка...

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 октября 2009 г. № Р-364/2009
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе».

Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», иных законодательных актов Республики Беларусь, международно-правовых актов, имеющих отношение к рассматриваемому делу, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 8 октября 2009 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 октября 2009 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Закон направлен на совершенствование отношений в области проведения государственной экологической экспертизы, обеспечение экологической безопасности при реализации проектных решений.

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 46 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду возлагает на государство обязанность осуществления эффективного государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, видами и размерами возможного воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности. Нормы Закона направлены на реализацию данной конституционной обязанности государства, обеспечение экологической безопасности при реализации проектных решений по соответствующим видам деятельности. В частности, предписания статей 7–10 Закона конкретизируют конституционные полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области проведения государственной экологической экспертизы.

Положения Закона (статьи 9, 11, 15, 17), определяющие полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области проведения государственной экологической экспертизы, а также предусмотренный частью шестой статьи 15 Закона запрет на утверждение проектной или иной документации, на финансирование и реализацию содержащихся в ней проектных решений без положительного заключения государственной экологической экспертизы согласуются с указанным конституционным требованием, выступают реальной гарантией реализации конституционного права человека на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Статья 33 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» устанавливает, что международные договоры Республики Беларусь подлежат добросовестному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с международным правом. Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на ее территории законодательства и подлежат непосредственному применению.

В Законе нашли отражение положения Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, принятой Международной конференцией по водно-болотным угодьям и водоплавающей птице 2 февраля 1971 г. в Рамсаре (Иран) и ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 26 декабря 1975 г. (принятой Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 1999 г. № 292 в порядке правопреемства Республики Беларусь). Законом также устанавливаются обязанности субъектов государственной экологической экспертизы по исполнению положений Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятой Указом Президента Республики Беларусь от 20 октября 2005 г. № 487, ее требований к содержанию отчета по оценке возможного трансграничного воздействия.

Вместе с тем Конституционный Суд обращает внимание на следующее.

Республика Беларусь, выразив согласие на обязательность для нее положений принятой в Орхусе (Дания) 25 июня 1998 г. Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция), путем утверждения ее Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г. № 726, признала общественность важнейшим субъектом экологических правоотношений, ее право на участие в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды (статьи 6–8 Конвенции).

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду предполагает обязанность всех участвовать в ее охране на основе надлежащей правовой процедуры. В статье 55 Конституции установлено, что охрана природной среды – долг каждого. Признание общественности в качестве полноправного субъекта экологических отношений, равно как и закрепление на законодательном уровне порядка и условий проведения общественной экологической экспертизы, явилось бы гарантией надлежащей реализации положений международного договора Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», а также способствовало бы осуществлению одной из основных задач внутренней политики Республики Беларусь по обеспечению прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, содержащейся в программном Законе Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь».

Проверяемый Закон принят в рамках полномочий Национального собрания Республики Беларусь. Так, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов (пункт 2 части первой статьи 97 Конституции), а Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98 Конституции).

Принимая во внимание изложенное, Конституционный Суд считает, что проверяемый Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия не противоречит Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь
П.П.Миклашевич

Юридический форум Республики Беларусь: