Уголовное право наиболее подвержено влиянию политики государства, политических партий и иных общественных объединений в отношении борьбы с преступностью на том или ином этапе развития общества и государства.
Уголовное право представляет собой выработанную органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также политическими партиями и общественными объединениями определённую стратегию и тактику в области борьбы с преступностью, при этом использующую в этих целях соответствующие правовые, экономические и социально-культурные средства, на основании которых формируется, изменяется и допускается уголовным законодательством определения преступности и наказания, устанавливаются цели, задачи, формы и порядок воздействия на лиц, совершающих преступления.
Уголовная политика не только определяет содержание норм институтов уголовного права, но и устанавливает главные направления борьбы с преступностью, определяя практическую деятельность правоохранительных органов и иных общественных формирований по охране порядка; средства, методы и меры предотвращения правонарушений.
Формирование уголовное политики
Уголовная политика Республики Беларусь определяется, в первую очередь, Конституцией, указах парламента, постановлениях правительства по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, в постановлениях высшей судебной инстанции по вопросам уголовных разбирательств.
Уголовное право призвано содействовать укреплению государственности Республики Беларусь.
Для реализации уголовной политики - функционирования политики, как системы, регулируются социальные процессы и явления.
Предмет уголовной политики включает в себя ряд компонентов:
- объект; (содержание и характер специальных мер предотвращения преступности; структура и формы уголовной юстиции, законодательства, касательно борьбы с преступностью)
- субъекты; (президент, правительство, парламент - только лишь они влияют на закрепление уголовной политики)
- принципы; (совпадают с принципами уголовного права)
- направления;
- формирования и реализацию.