О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования»

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 октября 2009 г. № Р-365/2009
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования».

Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», иных законодательных актов Республики Беларусь, имеющих отношение к рассматриваемому делу, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 8 октября 2009 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 октября 2009 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Законом вносятся изменения и дополнения в законы Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О совместном домовладении», «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь», «О гидрометеорологической деятельности», «О рекламе», Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, а также устанавливаются правила приведения юридическими лицами уставов (учредительных договоров) в соответствие с Законом.

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 13 Конституции государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (часть вторая); государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая). На конституционном уровне закреплен принцип осуществления государственного регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества. Согласно части пятой статьи 13 Основного Закона государство обеспечивает направление и координацию экономической деятельности в социальных целях.

На реализацию приведенных выше конституционных положений направлено законодательное регулирование отношений, складывающихся в области государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей. С государственной регистрацией гражданское законодательство связывает возникновение правоспособности юридических лиц как основных участников предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Такой же подход используется и в отношении индивидуальных предпринимателей.

Вопросы государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования регламентируются Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет № 1). В соответствии с указанным Декретом государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется на основе заявительного принципа.

В статье 7 Конституции закреплен основополагающий принцип верховенства права, в силу которого государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. На данных конституционных положениях основывается и принцип правовой определенности, который предполагает ясность, точность, непротиворечивость, логическую согласованность правовых норм. Соблюдение указанных принципов обусловливает также необходимость своевременного приведения в соответствие актов действующего законодательства с актами, принятыми позднее, либо актами, определяющими государственную политику и обеспечивающими комплексное регулирование соответствующих отношений.

Проверяемый Закон направлен, прежде всего, на согласование норм отдельных законов и Инвестиционного кодекса Республики Беларусь с нормами Декрета № 1 в части как их сущностного содержания, так и использования единой терминологии.

В нормы Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» вносятся изменения, касающиеся порядка формирования уставного фонда фермерского хозяйства, а также перечня документов, необходимых для государственной регистрации фермерского хозяйства. В статье 7 указанного Закона, излагаемой в новой редакции, закрепляются нормы, касающиеся государственной регистрации фермерского хозяйства, в том числе определяющие место нахождения фермерского хозяйства для целей государственной регистрации. С учетом вносимых изменений допускается занятие фермерским хозяйством и иными видами деятельности, не противоречащими законодательству, без отражения их в уставе. Одновременно нормы данного Закона согласовываются в части используемой терминологии с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 294 «О документировании населения Республики Беларусь».

Изменения и дополнение, вносимые в Закон Республики Беларусь «О совместном домовладении», имеют целью упорядочение регламентации вопросов, касающихся учредительных документов совместного домовладения, государственной регистрации товарищества собственников, ликвидации указанного товарищества. Закрепляется норма о том, что отношения между учредителями товарищества собственников в связи с созданием товарищества могут регулироваться договором о создании товарищества собственников, подписываемым всеми учредителями товарищества собственников.

Изменения, которые вносятся в Закон Республики Беларусь «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь», не носят сущностного характера и направлены в основном на согласование с Декретом № 1 норм, регулирующих государственную регистрацию потребительских обществ и их союзов, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы.

Изменения аналогичного характера вносятся в Закон Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности» и Закон Республики Беларусь «О рекламе».

В Инвестиционный кодекс Республики Беларусь вносятся изменения и дополнения, направленные как на уточнение отдельных положений данного Кодекса (статьи 16, 32, 40) в части согласования его терминологии с терминологией Бюджетного кодекса Республики Беларусь, так и на согласование положений Инвестиционного кодекса с нормами Декрета № 1 в части, касающейся, прежде всего, государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Из данного Кодекса исключаются нормы, устанавливающие особенности такой регистрации, в том числе перечень документов, необходимых для государственной регистрации, порядок ее осуществления, отказа и обжалования отказа в регистрации. Тем самым закрепляются единые порядок и условия государственной регистрации всех субъектов хозяйствования, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями.

Оценивая содержание вносимых в Инвестиционный кодекс изменений и дополнений, Конституционный Суд приходит к выводу о их согласованности с положениями Декрета № 1 и других законодательных актов.

Так, закрепление в статье 871 Инвестиционного кодекса (пункт 8 статьи 3 Закона) права регистрирующего органа продлить срок формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями, за исключением организаций, уставный фонд которых должен быть сформирован в полном объеме до их государственной регистрации, Конституционный Суд рассматривает в качестве дополнительного механизма, способствующего развитию национальной экономики путем привлечения иностранных инвестиций. Предоставление права на продление срока формирования уставного фонда непосредственно регистрирующим органам, то есть администрациям свободных экономических зон, облисполкомам и Минскому горисполкому (вместо Правительства или уполномоченного им органа), является дополнительным условием более полного и оперативного учета всех обстоятельств, складывающихся у конкретного субъекта хозяйствования, в том числе обусловленных местными особенностями, что свидетельствует также о дальнейшей децентрализации государственных функций и сосредоточении усилий республиканских органов государственного управления на решении общегосударственных задач.

По мнению Конституционного Суда, предпринятые законодателем подходы к совершенствованию правового регулирования инвестиционной деятельности способны обеспечить единообразное понимание и применение нормативных положений на практике, выступить дополнительной гарантией создания благоприятного инвестиционного климата в стране, в том числе путем уменьшения риска ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями вследствие несформирования уставного фонда в объявленном размере, способствуя тем самым привлечению иностранных инвесторов.

В то же время Конституционный Суд обращает внимание на неполное соблюдение в проверяемом Законе правил законодательной техники.

Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» содержит, в частности, требование о том, что одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму (часть вторая статьи 32).

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Гражданского кодекса Республики Беларусь местом жительства гражданина признается место нахождения (адрес) жилого помещения, право владения, распоряжения (или) пользования которым возникло у гражданина по основаниям, установленным законодательными актами, либо населенный пункт, где этот гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Конституционный Суд отмечает, что аналогичного рода подходы к определению места жительства физического лица закреплены и в пункте 5 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1, в соответствии с которым местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица – собственника имущества унитарного предприятия, в котором он постоянно проживает.

Между тем в новой редакции статьи 7 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (пункт 3 статьи 1 проверяемого Закона) содержится указание на возможность использования для целей государственной регистрации фермерского хозяйства жилого помещения (квартиры, жилого дома), являющегося постоянным местом жительства главы фермерского хозяйства, вместо указания на жилое помещение (квартиру, жилой дом), в котором он постоянно проживает.

Указанная неточность имеет технико-юридический характер, поэтому она не влияет на оценку конституционности Закона и может быть исправлена в ходе последующего совершенствования законодательства.

Конституционный Суд приходит к выводу о том, что предусматриваемое Законом уточнение отдельных норм законов и Инвестиционного кодекса направлено на согласование их с нормами специального законодательного акта – Декрета № 1 с целью обеспечения единообразия правового регулирования, исключения возможности неоднозначного понимания нормативных положений и их применения, а в конечном итоге – надлежащей реализации принципа правовой определенности.

Принимая во внимание изложенное, Конституционный Суд считает, что вносимые в соответствии с Законом изменения и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования по своему содержанию не противоречат Конституции, направлены на дальнейшее развитие ее норм и принципов.

По форме акта, порядку принятия, а также с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами при принятии акта Закон отвечает требованиям статей 97–100 Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь
П.П.Миклашевич

Юридический форум Республики Беларусь: