Депутаты намерены принять во втором чтении проект закона "О поддержке малого и среднего предпринимательства"
Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь намерены принять во втором чтении проект закона "О поддержке малого и среднего предпринимательства" на заседании сессии, которое пройдет 26 мая. Об этом сообщил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Сергей Семашко.
Процесс рассмотрения этого законопроекта в Парламенте был долгим и непростым: документ был внесён Советом Министров Республики Беларусь в Палату представителей в июне 2005 года, принят в первом чтении осенью прошлого года. "Сейчас документ подготовлен к рассмотрению во втором чтении, и, хочется верить, в скором времени вступит в силу. Этого очень ждут наши предприниматели, поскольку условия ведения бизнеса станут более благоприятными", - сказал депутат.
Касаясь ключевых позиций законопроекта, он в первую очередь выделил разделение субъектов хозяйствования на малые и средние, подчеркнув, что будет исключен отраслевой принцип отнесения к субъектам малого предпринимательства. К ним будут причислены ИП, микроорганизации (со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно) и малые организации (от 16 до 100 сотрудников). Коммерческие организации, где работают от 101 до 250 человек, будут отнесены к субъектам среднего предпринимательства. Никакой специальной регистрации в качестве таковых или иного подтверждения их статуса со стороны государственных органов не потребуется. Более того, законодательно прописан запрет на вмешательство госорганов и иных госорганизаций в их деятельность наряду с деятельностью субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
В проекте определены основные цели и принципы государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, регламентированы виды и общие условия такой поддержки. Субъекты малого предпринимательства могут рассчитывать на получение от государства финансовых средств (на возмездной или безвозмездной основе) и имущественной поддержки. Возможно и выделение различных видов субсидий - для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды и расходов, связанных с участием или организацией в выставках и ярмарках. Для субъектов малого предпринимательства могут быть предусмотрены особые режимы налогообложения, упрощены требования к ведению бухучета и составлению статотчетности.
В целом для малых и средних предприятий возможно введение упрощённого порядка передачи им в собственность, в аренду или в безвозмездное пользование зданий, сооружений, производственных площадей, оборудования, которые находятся в государственной собственности, но при этом не используются или используются неэффективно. Получить их можно будет в том числе безвозмездно. Более того, те из предпринимателей, кто арендует помещение не менее 5 лет и занимается производством товаров, могут получить право на приобретение арендуемых площадей.
Важной и ожидаемой нормой законопроекта стала гарантия участия субъектов малого и среднего бизнеса в процедурах государственных закупок товаров, работ и услуг. При этом они могут выступать в качестве поставщиков, исполнителей, подрядчиков. Для них возможно резервирование не менее 10% от общего объема госзакупок, и по этой части проводится отдельный конкурс.
Для индивидуальных предпринимателей и микроорганизацией проектом закона предусмотрена возможность приобрести госимущества с оплатой в рассрочку до 3 лет. При приобретении государственного имущества на аукционах на стороне покупателя смогут выступать два и более субъектов малого предпринимательства.
Важным является определение в проекте правового положения Совета по развитию предпринимательства в Беларуси. Предусмотрена возможность создания аналогичных советов и при местных исполнительных и распорядительных органах власти. Отдельная статья в главе о государственной политике посвящена объединениям субъектов малого и среднего предпринимательства (ассоциациям и союзам), их целям, полномочиям и правам.
"Ожидается, что системой поддержки, предусмотренной законопроектом, будут охвачены практически все субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в настоящее время", - отметил Сергей Семашко. По мнению экспертов, белорусский законопроект ни в чем не уступает, а в ряде моментов и лучше аналогичного российского закона, принятого в июле 2007 года. В частности, проект четко определяет круг субъектов, которым не может быть оказана государственная финансовая поддержка, что исключает возможность злоупотреблений при принятии решений о ее оказании. Многие важнейшие вопросы в белорусском документе отнесены к сфере законодательного регулирования, в то время как в России решаются на уровне правительства. "В законопроекте учтены новые экономические реалии развития белорусского общества, а также накопленный за прошедший период опыт в этой сфере", - резюмировал парламентарий.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии