Комментарий к трудовому кодексу

1 сообщение / 0 новое
Юрист
Аватар пользователя Юрист
Комментарий к трудовому кодексу

Трудовое законодательство регулирует одну из важнейших сфер жизнедеятельности человека – сферу применения труда. Право человека на труд относится к основным правам человека. Состояние законодательства и реального положения дел в области реализации данного права является не только показателем цивилизованности общества, но и условием эффективности экономики.

Действующий с 1 января 2000 года Трудовой кодекс регламентирует трудовые отношения, отношения, связанные с контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде, охране труда, складывающиеся в новых экономических условиях

Вместе с тем, применение норм Трудового кодекса выявило определенные противоречия, недостатки и пробелы в регулировании трудовых отношений.

Работа над проектом Закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь" велась на протяжении почти четырех лет. Закон "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь" одобрен Палатой представителей, Советом Республики и 20 июля 2007 года подписан Президентом Республики Беларусь. Закон опубликован 25 июля 2007 года в газете "Звязда". В соответствие со статьей 4 Закона, предусматривающей вступление его в силу через шесть месяцев после его официального опубликования – закон вступит в силу 26 января 2008 года.

Следует отметить, что после внесения поправок концепция и структура действующего Трудового кодекса не изменились, подверглись необходимой корректировке отдельные его положения.

Внесенные в Трудовой кодекс изменения и дополнения условно разделяются на два блока. Первый из них касается приведения Трудового кодекса в соответствие с принятыми за период его действия законодательными актами и международными договорами. Второй блок - устранение "белых пятен" в регулировании социально-трудовых отношений, а также усиление эффективности использования труда работников и гарантий защиты их прав.

За период действия Трудового кодекса принято много нормативных правовых актов по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними отношений, поэтому необходимо было привести нормы Трудового кодекса в соответствие с ними. Это законы "Об установлении и порядке регулирования минимальной заработной платы", "Об образовании", "О государственной службе в Республике Беларусь", декреты Президента Республики Беларусь о контрактной форме найма, об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, об усилении ответственности нерадивых родителей за содержание детей, находящихся на гособеспечении. Законом закреплен ряд норм, предусматривающий в соответствии с требованиями Директива №1, повышение ответственности за соблюдение дисциплины труда работников и нанимателей.

В целях рационального использования труда работников, уточняются взаимные обязанности работника и нанимателя по установлению и выполнению норм труда, при этом оплата труда работника ставится в зависимость от его квалификации, сложности выполняемой работы, результатов труда, режима рабочего времени работника (статьи 34, 53, 57, 70, 77, 87, 116, 136, 148).

Внесены изменения, направленные на усиление защиты социально-трудовых прав работников.

Вводятся правила, при которых возможность перевода работника без его согласия на другую работу для замены отсутствующего работника ограничивается одним месяцем в течение календарного года.

Принята новая редакция статьи 36. Реорганизация и смена собственника имущества организаций зачастую приводят к ущемлению прав работников, когда допускается увольнение работника с минимальными компенсационными выплатами при отказе от любой, предлагаемой новым собственником или нанимателем работы. Уточняя действующие правила, проект устанавливает возможность прекращения трудовых отношений в этих случаях только тогда, когда работник отказывается от работы по той же профессии, занимаемой должности, предусмотренной трудовым договором. Если условия, предусмотренные трудовым договором по той же профессии, занимаемой должности, не могут быть сохранены, трудовой договор может прекращаться в соответствии со ст. 42 Трудового кодекса, как при сокращении численности или штата работников.

Статьей 125 введено ограничение продолжительности рабочего дня (смены) – не более 12 часов.

Ликвидированы "белые пятна" в регулировании социально-трудовых отношений. Так, в ст. 43 уточняется порядок замены предупреждения об увольнении по сокращению численности или штата работников выплатой средней заработной платы (2 месяца); ст.ст. 44, 47 дополняются новыми основаниями прекращения трудовых отношений: смерть нанимателя, а с руководителем организации, его заместителем и главным бухгалтером - в связи со сменой собственника имущества организации.

Особое внимание уделяется работникам, имеющим семейные обязанности. Вводится обязанность по предоставлению отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет отцу вместо матери ребенка (статья 185), если семья приняла такое решение, также предоставление данного отпуска работающим отцу, другим родственникам ребенка и в тех случаях, когда мать не может осуществлять уход за ребенком в связи с инвалидностью 1 группы либо болезнью, препятствующей осуществлению ухода за ребенком, подтвержденной медицинским заключением (статья 271).

Устанавливается возможность предоставления отцам, в семьях которых воспитывается трое и более детей до шестнадцати лет или ребенок-инвалид в возрасте до восемнадцати лет пользоваться правом на один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка (статья 265).

Работающим отцам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет вместо матери предоставлены такие же гарантии, как и матери при заключении, расторжении трудового договора (контракта) предусмотренные статьей 268 кодекса.

В Республике Беларусь производственный травматизм и профессиональная заболеваемость остаются на достаточно высоком уровне. Для решения этих проблем необходимо повысить роль государства в обеспечении охраны труда, поставить соответствующие задачи на всех уровнях государственного управления, определить функции в этой сфере общественных отношений республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов. В этих целях глава 16 «Охрана труда» Трудового кодекса дополняется статьей 2211-« Государственное управление охраной труда».

В указанной статье определены уровни государственного управления охраной труда: республиканский, отраслевые и территориальные, направления деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по организации работы в области охраны труда, предусмотрена разработка и реализация на соответствующих уровнях государственного управления охраной труда целевых программ улучшения условий и охраны труда.

Основы безопасности работников должны закладываться на стадии проектирования и строительства объектов, конструирования производственного оборудования и организации технологических процессов. В этих целях в главу 16 вводится статья 2212, которая предусматривает необходимость соблюдения требований безопасности труда при проектировании и строительстве объектов производственного назначения, обязательность при их приемке в эксплуатацию заключений (согласований) по данному вопросу соответствующих органов государственного надзора и контроля, а также другие нормы по обеспечению безопасности применяемых в производстве материалов и химических веществ, продукции, товаров.

Законопроектом вносятся изменения и дополнения в другие статьи главы 16, направленные на улучшение условий и охраны труда работников. Статья 226, регламентирующая обязанности нанимателя в обеспечении охраны труда, дополнена нормами о необходимости письменного соглашения по обеспечению охраны труда между нанимателями, использующими один и тот же объект одновременно. Статья 222 дополнена правом работника на обеспечение необходимыми «санитарно-бытовыми помещениями, устройствами», статья 228 - обязанностью нанимателя организовать проведение «внеочередного медицинского осмотра при ухудшении состояния здоровья работника».

С целью эффективного использования труда работников, упорядочения предоставления трудовых (основных удлиненных и дополнительных) и социальных (в связи с обучением, катастрофой на Чернобыльской АЭС, творческих) отпусков на предмет их обоснованности, полностью пересмотрены статьи главы 12, регулирующие предоставление указанных отпусков.

В республике сложилась разветвленная система предоставления отпусков. Трудовой кодекс просто продублировал нормы союзного законодательства по видам, продолжительности, суммированию отпусков и не определил новых подходов в этой области.

В соответствии с действующим законодательством, отпуска подразделяются на трудовые и социальные. Установлены основной минимальный отпуск (21 день), основной удлиненный отпуск (от 28 до 56 календарных дней), дополнительные отпуска за работу во вредных условиях труда (7-41), за ненормированный рабочий день (до 14) и длительный стаж работы (до 4 календарных дней). На несколько "подвидов" делятся и социальные отпуска: по беременности и родам (126 календарных дней), по уходу за детьми (до достижения возраста 3 лет), в связи с обучением (20-40 дней), в связи с катастрофой на ЧАЭС (14 дней), творческие (90-180 дней), по уважительным причинам личного и семейного характера (по договоренности с нанимателем).

Исчезает из ныне действующего Трудового кодекса такое понятие, как основной минимальный отпуск, основной удлиненный отпуск. Законом предусмотрено предоставление всем работникам основного отпуска продолжительностью 24 календарных дня, что на 3 дня превышает продолжительность основного минимального отпуска.

Для отдельных категорий работников установлен основной отпуск более 24 календарных дней (ст. 155). Перечни организаций и должностей, а также категорий работников с продолжительностью основного отпуска более 24 календарных дней, условия предоставления и конкретная продолжительность этого отпуска будет установлена Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Это позволит определять конкретные категории работников, имеющих право на данный отпуск, конкретную продолжительность отпуска, порядок его предоставления с учетом особенностей функционирования отраслей.

Корректировке подверглись дополнительные отпуска - за ненормированный рабочий день, за работу с вредными условиями труда, за продолжительный стаж работы в организации.

В перечнях работников с ненормированным рабочим днем (это более 40 отраслевых и межотраслевых нормативных правовых актов) сегодня содержатся почти все категории специалистов и служащих. Причем реально в таких условиях они не работают, далеко не всегда учитывается необходимость выполнения работы сверх установленной нормы рабочего времени, сложность, напряженность труда работника. В настоящее время таким отпуском пользуются около 1,5 млн. работников.

Законом предусмотрено предоставление дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день за счет собственных средств организации продолжительностью до 7 календарных дней.

Это будет способствовать изменению подходов в предоставлении указанного отпуска – обеспечение нанимателем работы работникам в нормальном режиме - в рамках 8-часового рабочего дня и 40-часовой рабочей недели. Будут учитываться как фактическая переработка нормы продолжительности рабочего времени, так и сама необходимость выполнять работником обязанности за пределами установленной нормы рабочего времени.

Изменен порядок предоставления дополнительного отпуска за продолжительный стаж работы в одной организации. Законодательство, регулирующее предоставление данного вида отпуска основывается на ранее принятых союзных нормативных правовых актах 30-40-х годов, цель которых – закрепление кадров в одной организации, отрасли, заинтересовать работников, работающих на тяжелых, малоквалифицированных работах.

В связи с изменением ситуации на рынке труда, данный вид отпуска можно рассматривать как поощрительный – за длительный стаж работы в организации и предоставлять его за счет собственных средств (прибыли) нанимателя. Закон предоставил право нанимателям предоставлять данный отпуск за счет собственных средств, продолжительностью до 3 календарных дней (ст. 159).

Вносятся изменения в подходы к предоставлению дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Принципиальное значение имеет предлагаемый переход от регулирования указанного вида отпуска на основе Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск к использованию результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. При этом уменьшается максимальная продолжительность данного отпуска с 41 до 28 календарных дней. Это позволит после проведения соответствующих исследований пересмотреть правила предоставления и продолжительность указанных отпусков, стимулировать нанимателя на улучшение условий труда. Порядок, условия предоставления указанных дополнительных отпусков и их продолжительность, а также порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждаются Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Проведение аттестации рабочих мест будет осуществляться на протяжении всего 2008 года. В этот период (до 1 января 2009г.) будут действовать существующие правила предоставления указанного отпуска.

В Главе 12 изменяется редакция статьи 157-1 о дополнительном отпуске за особый характер работы, нормами которой предлагается урегулировать вопросы предоставления отпусков работникам, работа которых связана с высокой потенциальной опасностью для здоровья и жизни работников (подземные работы, работа в условиях искусственного микроклимата, шума, вибрации, ультразвука, работа за рубежом в отдельных странах с тяжелыми климатическими условиями).

Изменена норма о замене денежной компенсацией части трудового отпуска, превышающей 21 календарный день, а не 14, как это предусмотрено действующим Трудовым кодексом (ст. 161). Данное изменение соответствует Конвенции МОТ №132 «Об оплачиваемых отпусках», согласно которой заменяться денежной компенсацией могут только отпуска, превышающие основной минимальный. При этом, в целях защиты здоровья отдельных категорий работников, запрещается заменять денежной компенсацией отпуска, предоставляемые за работу во вредных условиях труда и особый характер работы, на территории радиоактивного загрязнения, инвалидам, несовершеннолетним и беременным женщинам.

Оптимизированы подходы к предоставлению социальных отпусков.

В Трудовом кодексе из разряда оплачиваемых исключен творческий отпуск и переведен в разряд социальных отпусков без сохранения заработной платы (ст.190). Установлена максимальная продолжительность отпуска (не более 30 календарных дней) без сохранения заработной платы по причинам семейно-бытового характера.

Сокращена продолжительность социальных отпусков в связи с обучением (ст.ст. 211, 212, 216, 219). Если ранее продолжительность данных отпусков составляла от 10 до 40 календарных дней, а для защиты предлагается дипломного проекта – 120 календарных дней, то Законом установлен диапазон в пределах от 10 до 30 и 90 календарных дней соответственно.

Законом предусмотрена обязанность нанимателя в предоставлении учебного отпуска с сохранением заработной платы работникам, успешно обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, в вечерней или заочной форме получения образования по направлению (заявке) нанимателя либо в соответствии с заключенными с ними договорами (на подготовку специалистов, коллективным или трудовым) при получении первого высшего образования.

Работникам, обучающимся в указанных учреждения, при отсутствии направления (заявки) нанимателя, договора на подготовку специалистов либо иных оснований, предусмотренных в коллективном или трудовом договоре, а также при получении второго и последующего среднего специального, высшего образования Законом заложено право (вместо обязанности) на предоставление учебного отпуска без сохранения заработной платы по согласованию между работником и нанимателем.