Директива о либерализации могжет быть испорчена отходами
Министерство экономики в эти дни дорабатывает проект плана мероприятий по реализации директивы о либерализации. Документ, которым располагает интернет-газета Naviny.by, предполагает принятие многих прогрессивных решений. Вместе с тем, в стране продолжается разработка госрешений, которые либеральными никак не назовешь.
В распоряжении бизнес-сообщества появился проект указа президента "О некоторых вопросах обращения с отходами". Документ разработан "в целях уменьшения объемов захоронения отходов и предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду".
Де-факто, проект указа противоречит духу рыночной экономики и устанавливает монополию одной госструктуры на деятельность в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами. Согласно проекту указа, "национальным оператором в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами" должно стать гособъединение "Белресурсы".
Реализация этого документа в случае его принятия приведет к тому, что в стране будет одна структура (причем, как это часто у нас бывает, государственная), которая будет иметь исключительное право на ведение определенной предпринимательской деятельности. По сути, в стране начнет действовать монополия на сбор и переработку стеклотары, макулатуры и прочих вторичных материальных ресурсов.
К чему это приведет?
Согласно проекту указа, "сумма платы за услуги по сбору и (или) использованию отходов, оказываемые ГО "Белресурсы", включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых производителями и импортерами при налогообложении".
По мнению бизнес-сообщества, реализация этой нормы вызовет рост цен на товары и услуги.
"Принятие указа в его нынешнем виде ухудшит положение предприятий, увеличит их расходы и повысит себестоимость продукции предприятий, делая ее менее конкурентоспособной, — заявил в интервью интернет-газете Naviny.by председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. — Инвестиционный климат в результате принятия такого решения только ухудшится".
В обращении, которое столичный бизнес-союз передал в Министерство торговли и Министерство экономики, говорится о том, что подготовленный проект указа противоречит принятой директиве о либерализации.
Собственно говоря, этот проект указа противоречит не только директиве, но и всему курсу на либерализацию экономики.
В конце прошлой недели, как известно, правительство одобрило проект плана мероприятий по реализации директивы, и направило его на доработку в Министерство экономики.
Проект плана мероприятий, которым располагает интернет-газета Naviny.by, предполагает принятие более ста нормативно-правовых актов, направленных на либерализацию экономики.
Проект плана, в частности, предполагает создание равных условий хозяйствования для страховых компаний. Сегодня, как известно, обязательными видами страхования могут заниматься только государственные страховые организации.
Проект плана мероприятий предусматривает также снижение штрафов за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности. Соответствующие поправки должны быть внесены в Кодекс об административных правонарушениях.
Наконец, проект плана мероприятий по реализации директивы предписывает доработать проект закона "О правовых актах Республики Беларусь" таким образом, чтобы исключить вступление в силу госрешений задним числом, как это нередко бывает в нашей стране. Плюс к этому в законе должно быть прописано, что проекты правовых актов, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, подлежат обязательному общественному обсуждению.
"Самое главное в директиве состоит в том, что разрабатываемые экономические решения должны широко обсуждаться с деловым сообществом. Именно субъекты хозяйствования, которых представляют бизнес-союзы, должны быть главными экспертами при подготовке нормативно-правовых актов", — говорит Карягин.
На фоне планов правительства воплощать в жизнь директиву о либерализации кажется странным появление вышеупомянутого проекта указа президента, который устанавливает госмонополию на отдельный вид предпринимательской деятельности – сбор и переработка вторичных материальных ресурсов. Почему же в нашей стране, где провозглашен курс на либерализацию, продолжают готовить нерыночные решения?
"Этот вопрос мы как раз и будем выносить на Ассамблею деловых кругов, которая состоится 2 марта, — отмечает Владимир Карягин. — В директиве говорится о конкуренции везде, где только можно, а на самом деле нам сегодня предлагаются проекты решений, которые зиждутся на государственном монополизме".
По мнению руководителя бизнес-союза, появление нормативных актов, толкающих страну к командно-административным рычагам управления, связано с нежеланием отдельных чиновников переходить к рыночной экономике.
В результате, на фоне курса на либерализацию продолжают наблюдаться решения, которые характерны для командно-административной экономики. Мониторинг, который проводят бизнес-союзы, фиксирует факты, когда исполкомы в этом году требовали от предприятий торговать определенными товарами, выполнять доводимые производственные показатели.
"Правительство во главе с премьер-министром наталкиваются сегодня на откровенный саботаж тех решений, которые зафиксированы в директиве о либерализации", — говорит Владимир Карягин.
Бизнес-сообщество планирует внедрить достаточно достоверный способ, который позволит фиксировать прогресс на пути либерализации экономики. Речь идет о создании индекса делового оптимизма, который уже есть в западном мире. Путем постоянного опроса предприятий бизнес-союзы будут фиксировать, как страна движется на пути либерализации. Или не движется.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии