Ярослав Романчук. КРИЗИС. Весенняя прощеница

Ярослав Романчук
Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса.
Основатель белорусской школы либерального устойчивого развития.
Заместитель председателя Объединенной гражданской партии.
Автор более тысячи статей и шести книг по экономической тематике.
Один из разработчиков Антикризисной Платформы Объединенных демократических сил.
3 марта 2010 года президент РБ подписал распоряжение № 75рп «Об освобождении некоторых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пени». Этим документом глава государства простил 49 коммерческих субъектов от уплаты в бюджет крупных сумм — от Br 2,6млрд. в случае с Оршанским строительным трестом № 18 до одной тысячи евро (для ИП Константина Шпилевского из Жлобина) и одной тысячи долларов (для ИП Галожиной Валентины из Слонима). Такой неказистый, на первый взгляд, документ, как «распоряжение», оказался сильнее решений судов, налоговых инспекций и КГК. Время христианского поста оказалось подходящим для избирательной раздачи индульгенций.

Раздача «слонов» без принципа и логики

Нет сомнений, что руководители попавших под милостивую государеву руку коммерческих субъектов радуются. Для подавляющего большинства юридических лиц это -- их лоббистская победа. Не совсем понятно, как попали в список прощенных индивидуальные предприниматели. Например, судебное взыскание на Жигунову Аллу Константиновну (Витебский район) в размере около $100 тысяч было равнозначно банкротству и пожизненной кабале. Так что распоряжение президента, по сути дела, даровало ей вторую экономическую жизнь. То ли произошла корректировка грубой судебной и административной ошибки, то ли власти решили прикрыть глаза на типичные нарушения и укрепить свою пошатнувшуюся репутацию… В аналогичной ситуации оказалась ИП Масловская Галина Петровна из Новополоцка. Тот же беспощадный хозяйственный суд Витебской области присудил ее к уплате штрафа в размере более Br 88 млн. рублей…

Принцип попадания других ИП в список прощенных не совсем понятен. Например, ИП Великанович Василий (Речица) уже не должен платить административное взыскание Br 8,4 млн. Для ИП Анципович Галины (Минск) прощено Br 13,1 млн., для ИП Галожина Валентина (Слоним) — Br 2,8 млн., ИП Верещагин Олег (Полоцк) — Br 66,4 млн. Суммы списания долгов разные. И если случай со $100-тысячным штрафом заслуживает внимания президента (на кону — судьба семьи), то включение в список «мелочевки» по одной-две тысячи долларов вызывает недоумение.

Количество ИП, которые получают такие штрафы, исчисляются тысячами. Оштрафованных и осужденных за нарушение экономического законодательства юридических лиц в Беларуси еще больше. Вместо того, чтобы коренным образом изменить систему контроля, штрафов и наказаний, объявить амнистию для всех юридических лиц и ИП, Вертикаль решила казнить и миловать избирательно. По одной ей понятной логике. Тем самым она послала коммерческим организациям целый ряд меседжей.

Избирательная система поощрения и наказания

Какие выводы можно из всего этого сделать? Во-первых, лояльность власти и очень близкие отношения с номенклатурой являются ценнейшим активом на белорусском рынке. Во-вторых, в Беларуси решение суда не является окончательным и бесповоротным. Глава исполнительной власти может не только миловать осужденных по уголовным делам, но даже избавлять ИП и юрлица от уплаты незначительных по экономическим меркам сумм. В-третьих, не совсем обязательно вовремя рассчитываться с бюджетом и поставщиками товаров и услуг. Распоряжение № 75рп учит, что в отдельных случаях даже суд не поможет «выбить» долги. Отдельные юридические лица, особенно если у них есть влиятельные покровители в Вертикали, обладают постоянным или эпизодическим иммунитетом от выполнения своих финансовых обязательств.

В-четвертых, мы вправе предъявить претензии контрольным органам и судам. То ли они принимают несправедливые решения, которые не могут быть отменены высшими судебными инстанциями, — и это серьезный недостаток судебной системы, — то ли суды лишены независимости. Так или иначе, права собственности в Беларуси при наличии такой системы не защищены.

В-пятых, пресловутая половица «закон — что дышло» нашло еще одно подтверждение. Только белорусское «дышло» — кривое и все в занозах. То оно карает так, что жить ИП или малому бизнесу не хочется, то по-дружески хлопает по плечу за неуплату миллиона долларов.

Тупик реструктуризации

Чиновники считают, что списание долгов и штрафов является эффективной мерой проведения реструктуризации предприятий и оказания им поддержки. Им выгодно так думать, чтобы иметь возможность списывать собственные инвестиционные ошибки и просчеты бюджетного распределения ресурсов. С другой стороны, именно государственные органы власти и госпредприятия являются самыми закоренелыми нарушителями платежной дисциплины. Из-за невыполнения Вертикалью своих обязательств проблемы возникают у частных и даже государственных компаний. Тысячи предприятий ежегодно попадают в списки бенефициаров десятков государственных программ. Тщательного аудита эффективности подобных бизнес-проектов не проводится. Накапливаемые ошибки в виде долгов, неликвидов, замороженных активов периодически списываются или прощаются.

Чтобы не допустить банкротства и закрытия предприятий, чиновники «выбивают» новые кредиты или бюджетные дотации. Так порочный круг замыкается. У «красных директоров» нет стимулов проводить реальную реструктуризацию: ошибки им прощают, деньги регулярно выдают, да и за попытки проявления инициативы наказывают. Нет стимулов проводить «перезагрузку» заводов у самих чиновников. Если они будут банкротить хронических должников и приватизировать госпредприятия, то, во-первых, их могут наказать за плохую инвестиционную политику, во-вторых, сократится подконтрольная им коммерческая сфера и, следовательно, возможность монетизировать свой чиновничий статус. Поэтому чиновникам выгодно имитировать реструктуризацию и периодически подсовывать А.Лукашенко на подпись распоряжения о прощении десятков особенно плохих с финансовой точки зрения или особо близких к лоббирующим структурам юридических лиц.

Лучше банкротство, чем хроническая государственная поддержка

PR-прикрытие решений о списании долгов всегда звучит политически корректно: сохранение занятости, предоставление еще одного шанса, экономическая или продовольственная безопасность и т.д. Жонглирование аргументами вкупе с подтасовкой фактов позволяет Вертикали вписывать в президентские распоряжения какие угодно компании. Например, Оршанскому стройтресту № 18 простили более Br 2,6 млрд. Свыше Br 1,6 млрд. списали частному УП «Панкара» из Минска. УП «Управление капитального строительства администрации Первомайского района г. Минска» дали индульгенцию более чем на Br 202 млн., еще одной строительной компании — республиканскому УП «Бобруйский домостроительный комбинат» — на Br 176 млн.

Банкротство каждого из этих предприятий ни на йоту не увеличит риски экономической безопасности Беларуси. Если коммерческие организации не умеют строить, тогда им не место на рынке. Если они плохо управляют финансами, тогда тем более они не должны получать деньги налогоплательщиков. Еще большие вопросы вызывает списание долгов частным структурам (гродненский «Флир», ООО «ПалитраПлюс» (Узда) или ООО «Тайгр» (Могилев). В таких случаях сразу же возникают вполне обоснованные вопросы типа «Почему именно на этих частников пала милость президента? Почему не использовать процедуру банкротства для расчета с кредиторами и компенсации потерь? Складывается впечатление, что чиновники как огня боятся слова «банкротство» и всеми силами пытаются спасти то, что во многих случаях уже превратилось в шлак экономики.

В распоряжении № 75рп много предприятий, связанных с сельским хозяйством (племенной завод «Березки», которому простили Br 612 млн., Шарковщинский агротехсервис (Br 304 млн), Вилейский райагросервис (Br 249 млн), Гомельсовхозстрой (Br 85 млн). Хронические долги данного сектора еще раз доказывают бесперспективность и опасность для Беларуси проводимой сельхозполитики.

Вызывает сомнение щедрость и в отношении целого ряда спортивных организаций. Республиканскому центру олимпийской подготовки конного спорта и коневодства списали Br 313 млн. Нет ни одной причины, по которой данный вид деятельности не мог бы более эффективно управляться частным бизнесом. Если в условиях кризиса нет желающих поддерживать конный спорт, то зачем это делать за счет пенсионеров и учителей.

Почти Br 52 млн. простили жлобинскому Центру олимпийского резерва по хоккею с шайбой и плаванию. Сначала правительство строит по всей стране ледовые дворцы, а потом списывает их долги. Не слишком ли дорого для страны обходится содержание данных объектов? Как показала олимпиада, лучше инвестировать в массовый народный спорт, а не в дорогие в обслуживании объекты.

Республиканскому горнолыжному центру «Силичи» простили более Br 13 млн. Не бог весть какие деньги, но ведь обещали полную окупаемость данного объекта. Такие вот «мелочи» вызывают сомнения относительно привлекательности данного бизнеса или качества управления объектом. Ничто не мешает продать всю эту инфраструктуру частникам или же объявить конкурс на ее трастовое управление. Но чиновникам, к сожалению, проще списывать долги, чем думать о качестве менеджмента.

Весенняя президентская прощеница — это только часть кампании по списанию долгов. На самом деле, реструктуризация долгов давно стала привычным делом. Тем самым вертикаль признает неэффективность судебной системы. Или чрезмерное рвение контрольных органов. Или низкое качество законодательной базы.

Порадуемся за честных людей, которым по справедливости отменили наказания. Но поводов для огорчения остается гораздо больше. Вертикаль продолжает бороться с симптомами, а не с причинами острой структурной болезни белорусской экономики.

Ярослав Романчук