Систему мер уголовной ответственности и порядка их исполнения усовершенствуют

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко утвердил Концепцию совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения. Соответствующий указ №672 глава государства подписал 23 декабря 2010 года, сообщили в пресс-службе белорусского лидера.

Утвержденная концепция является системным документом, которым запланирован комплекс организационно-практических, законодательных и других мероприятий по совершенствованию системы наказаний и иных мер уголовной ответственности в целях обеспечения их соответствия уровню социально-экономического развития республики, целям социальной адаптации осужденных и структуре преступности.

В частности, предусмотрено принятие мер по декриминализации отдельных преступлений против собственности, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления и интересов службы, некоторых иных деяний.

Концепция предусматривает оптимизацию уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступления, при сохранении должного карательного воздействия за совершение наиболее опасных тяжких и особо тяжких преступлений.

Кроме того, предполагается расширение применения альтернативных лишению свободы видов наказаний и иных мер уголовной ответственности, усиление предупредительного воздействия отсрочки исполнения наказания, условного неприменения наказания, осуждения без назначения наказания.

Планируется снижение минимальных и максимальных сроков наказания в виде лишения свободы за некоторые преступления против собственности, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления, интересов службы, другие преступления, не сопряженные с посягательством на жизнь и здоровье человека.

Концепция также предусматривает расширение применения штрафа в качестве основного и дополнительного наказания за преступления против собственности, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления, интересов службы, за некоторые тяжкие ненасильственные преступления.

В соответствии с документом предполагается ограничение оснований применения меры пресечения в виде заключения под стражу с расширением применения меры пресечения в виде залога.

Также предусматривается введение института социальной компенсации как условия освобождения от уголовной ответственности, осуждения с условным неприменением наказания, осуждения без назначения наказания при совершении преступлений, не относящихся к тяжким и особо тяжким. Вместо бюджетных затрат на содержание в местах лишения свободы лиц, не представляющих реальной общественной опасности, предлагается взыскивать с них компенсацию причиненного преступлением вреда в повышенном размере.

Кроме того, концепцией предусматривается совершенствование института условно-досрочного освобождения от наказания (с пересмотром оснований его применения в отношении лиц, неоднократно судимых, и лиц, ранее совершавших преступления в период неотбытой части срока наказания), а также принятие комплекса мер по совершенствованию уголовно-исполнительной системы в целях снижения рецидива преступлений, улучшения условий отбывания наказаний в исправительных учреждениях, создания надлежащих условий для обеспечения полной трудовой занятости осужденных.

Реализация названных мероприятий концепции будет осуществляться поэтапно до 2015 года, в том числе путём подготовки законопроектов о внесении соответствующих изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы.

Ответственными исполнителями мероприятий концепции определены Генеральная прокуратура, Верховный суд, Государственный секретариат Совета Безопасности, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля, другие госорганы.

Координация выполнения мероприятий, предусмотренных концепцией, возложена на республиканское координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, возглавляемое генеральным прокурором.