Отменят ли заочное обучение в белорусских ВУЗах?

Депутат Палаты представителей Беларуси Владимир Зданович выступил с сенсационным предложением сократить число студентов заочных отделений, поскольку эта форма обучения "себя изжила". Между тем 60 процентов студентов белорусских вузов получают образование заочно, а современные технологии развиваются столь стремительно, что запас знаний приходится пополнять всю жизнь.

Главный аргумент Владимира Здановича - то, что уровень подготовки студентов-заочников значительно уступает уровню знаний, которые получают слушатели дневных отделений вузов.

Заочная форма обучения зарождалась в послевоенные годы, когда время требовало от работников квалифицированных знаний, но отвлекаться на учебу в ущерб предприятию они не могли, - высказывает свое мнение депутат. – Сегодня заочные отделения во многом стали запасным аэродромом для тех, кто не поступил на стационар. Едва ли не половина студентов-заочников - вчерашние школьники, которые еще плохо представляют себе, кем хотят стать в будущем. Потом эти ребята как специалисты не востребованы на рынке труда.

Отстаивая свою точку зрения, Владимир Зданович ссылается на опыт ведущих российских вузов – таких как университет в Санкт-Петербурге, Московский государственный университет. Обеспокоенные качеством образования, они, по словам белорусского депутата, уже сокращают наборы на заочные отделения, а в последующие годы якобы и вовсе планируют отказаться от этой формы получения образования.

Вузы хорошо зарабатывают на заочниках

Однако студенты-заочники выгодны тем, что их подготовка требует меньше финансовых вложений – они не получают стипендию, не нуждаются в обеспечении общежитием. Кроме того, они дают вузам возможность зарабатывать деньги. Судите сами: в прошлом году на заочную форму обучения было принято более 35 тысяч человек, и только 7,2 тысячи из них - на бюджетные места, остальным заочникам-первокурсникам пришлось оплачивать знания из собственного кошелька. Бесплатно на заочных отделениях занимаются только бывшие выпускники ссузов и те студенты, которые работают по специальности и поступили в вуз, чтобы повысить свою квалификацию.

Готовы ли вузы к финансовым потерям?

Сокращать заочные отделения имеет смысл, - считает декан заочного автотракторного факультета БНТУ Виктор Равино. - И даже если сокращение заочных мест скажется на финансовом положении вузов, то страна выиграет на том, что получит более квалифицированных специалистов.


По словам декана, уровень подготовки очников и заочников – разный.

Казалось бы, и те и другие занимаются по одним и тем же программам, - говорит Виктор Равино. - Им читают лекции одни и те же преподаватели, но студенты-заочники ввиду отсутствия контроля не могут самоорганизоваться. Они и занимаются хуже, и знаний получают меньше. У нанимателей, в первую очередь, востребованы выпускники стационарных отделений, а некоторые фирмы наотрез отказываются работать с заочниками.

Но полностью отказываться от заочной формы обучения, по мнению Виктора Равино, нельзя. В противном случае, часть белорусов лишится потенциальной возможности получения либо первого, либо второго высшего образования. Ведь не каждый способен позволить себе пять лет учебы с отрывом от производства.

"Заочка" как способ борьбы с безработицей и депопуляцией

К тому же в мире все большую актуальность приобретает образование для взрослых, поскольку знаний, умений и навыков, полученных в молодости, уже не хватает на всю жизнь. В условиях кризиса обучение, позволяющее взрослым людям приобрести дополнительные навыки или быстро перейти на новое поле деятельности, многих может спасти от безденежья, безработицы и депрессии, считает заместитель директора Института по международному сотрудничеству Немецкой ассоциации народных университетов Уве Гартеншлегер.

Отказ от заочной формы обучения – это поражение в правах взрослых граждан, - высказывает свое мнение координатор тематической группы по образованию Программы поддержки Беларуси федеральным правительством Германии Галина Веремейчик. - Наверное, актуальнее говорить не о сокращении числа студентов-заочников, а о том, как вместо заочной развивать такие формы обучения, как корреспондентское или дистанционное.

Бывший проректор ЕГУ Владимир Дунаев называет еще одну причину, по которой белорусские вузы должны развивать и сохранять заочные формы обучения.

Демографические процессы, которые происходят в стране и ведут к депопуляции, лишают высшую школу значительной части студентов, - говорит Владимир Дунаев. – Образовательный процесс необходимо перестраивать: либо делать акцент на массовом привлечении иностранных студентов, что сегодня ввиду неконкурентоспособности белорусского диплома вряд ли возможно, либо развивать формы образования для взрослых, где разновидности заочного и дистанционного образования будут очень востребованы.

Растет спрос на знания, полученные на расстоянии

Электронное образование сегодня одно из самых перспективных во многих цивилизованных странах. Например, в США больше половины студентов занимаются в разных дистанционных программах. В Европе ставится задача увеличить число студентов, получающих образование дистанционно, до 30 процентов. В России говорят о 5 процентах. В Беларуси пока менее одного процента студентов обучаются по программам дистанционного обучения.

К слову, в Беларуси уже работает Международный институт дистанционного образования, а в Кодексе об образовании, который принят в первом чтении, дистанционное обучение рассматривается как разновидность заочного. И в этом году, например, лидер в программах дистанционного образования Беларуси – Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники вместо запланированных 150 принял 500 первокурсников. Это говорит о том, что спрос на дистанционное обучение растет.

К слову, инициатива Владимира Здановича в Министерстве образования поддержки не получила.

Никто силовыми методами ограничивать набор на заочные отделения не будет, - не берется спорить с чиновниками Владимир Зданович.

Он рассчитывает, что сторонников и противников заочного обучения рассудит рынок труда, который отрегулирует рынок образовательных услуг, определит, какая форма предоставляет качественное образование – очная, заочная, дистанционная.