О внесении изменения и дополнения в Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь

1 сообщение / 0 новое
Юрист
Аватар пользователя Юрист
О внесении изменения и дополнения в Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
15 апреля 2009 г. № Р-320/2009

О внесении изменения и дополнения в Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З. в соответствии со статьями 6 и 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в целях реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» РЕШИЛ:

1. Внести в Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь, принятый решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 18 сентября 1997 г. № Р-58/97, следующие изменение и дополнение:

1.1. статью 432 исключить;

1.2. дополнить Регламент разделом II1 следующего содержания:

«РАЗДЕЛ II1
РАССМОТРЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕЛ НА ОСНОВАНИИ ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 26 ИЮНЯ 2008 Г. № 14 «О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

ГЛАВА 61
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ РАССМОТРЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕЛ

Статья 871. Рассмотрение Конституционным Судом отдельных категорий дел

На основании пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» (далее – Декрет) Конституционный Суд наряду с полномочиями, осуществляемыми в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей:

осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, – до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь;

по предложению Президента Республики Беларусь излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом Республики Беларусь нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров;

по поручению Президента Республики Беларусь дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства;

по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

В соответствии с пунктом 5 Декрета проверка Конституционным Судом конституционности законов в порядке обязательного предварительного контроля не препятствует проверке конституционности этих законов в порядке последующего контроля после вступления их в силу.

Статья 872. Осуществление обязательного предварительного контроля конституционности законов с использованием устной формы конституционного судопроизводства

Рассмотрение Конституционным Судом дел в соответствии с абзацем первым подпункта 1.1 пункта 1 и абзацем вторым пункта 3 Декрета в отношении законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь осуществляется с использованием устной формы конституционного судопроизводства в порядке, установленном разделами I и II настоящего Регламента для последующего конституционного контроля, в части, не противоречащей сущности обязательного предварительного конституционного контроля.

Статья 873. Осуществление конституционного контроля с использованием письменной формы конституционного судопроизводства

Рассмотрение на основании абзаца третьего пункта 3 Декрета Конституционным Судом дел в случаях, предусмотренных абзацем первым подпункта 1.1 пункта 1 в отношении законов, за исключением законов, указанных в статье 872 настоящего Регламента, и подпунктами 1.2–1.5 пункта 1 Декрета, осуществляется с использованием письменной формы конституционного судопроизводства.

Письменная форма конституционного судопроизводства предусматривает рассмотрение дела без приглашения и заслушивания в судебном заседании представителей сторон, экспертов, специалистов и свидетелей.

При использовании письменной формы конституционного судопроизводства применяются общие правила рассмотрения вопросов в заседании Конституционного Суда, предусмотренные главой 2 настоящего Регламента, с учетом особенностей, установленных разделом ІІ1 Регламента.

Принятие дела к производству с использованием письменной формы конституционного судопроизводства оформляется определением Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь. В определении указываются судья-докладчик (судьи-докладчики), дата рассмотрения дела в судебном заседании, а также решаются иные вопросы.

Проведение совещания судей и принятие решения по итогам рассмотрения дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства осуществляются в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 67–69 настоящего Регламента.

Статья 874. Решение Конституционного Суда, принятое по итогам рассмотрения дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства

Решение Конституционного Суда, принятое по итогам рассмотрения дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства, состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Содержание каждой части решения должно соответствовать требованиям, установленным в частях третьей–шестой статьи 71 настоящего Регламента, с учетом особенностей, предусмотренных частью второй статьи 873 и главой 62 настоящего Регламента.

Решение Конституционного Суда по итогам рассмотрения дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства вступает в силу со дня его принятия.

Статья 875. Оформление и опубликование решения Конституционного Суда, принятого по итогам рассмотрения дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства

Согласно части пятой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, части второй подпункта 1.5 пункта 1 Декрета, статье 73 настоящего Регламента решение, принятое Конституционным Судом по итогам рассмотрения дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства, оформляется в соответствии с указанными нормами в виде отдельного документа или протокольно. Решение подписывается председательствующим в судебном заседании с указанием должности и подлежит регистрации в реестре актов Конституционного Суда.

Решение Конституционного Суда, принятое по итогам рассмотрения дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства, оформленное в виде отдельного документа, публикуется в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 62
ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕЛ

Статья 876. Особенности рассмотрения Конституционным Судом дел о проверке конституционности законов в порядке обязательного предварительного контроля

Рассмотрение Конституционным Судом дел о проверке конституционности законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь в порядке обязательного предварительного контроля осуществляется с использованием устной формы конституционного судопроизводства в соответствии с правилами принятия решения Конституционного Суда в виде заключения, предусмотренными настоящим Регламентом.

Рассмотрение дел о проверке конституционности иных законов в порядке обязательного предварительного контроля осуществляется с использованием письменной формы конституционного судопроизводства в соответствии с правилами, предусмотренными главой 61 настоящего Регламента.

По результатам проверки конституционности законов в порядке обязательного предварительного контроля Конституционный Суд в пятидневный срок со дня поступления закона в Конституционный Суд принимает решение, оформляемое в виде отдельного документа.

Статья 877. Особенности рассмотрения Конституционным Судом дел о проверке конституционности международных договоров

Рассмотрение Конституционным Судом дел о проверке конституционности международных договоров осуществляется с использованием письменной формы конституционного судопроизводства в соответствии с правилами, предусмотренными главой 61 настоящего Регламента.

Пределы проверки конституционности международного договора устанавливаются статьей 29 настоящего Регламента.

По результатам проверки конституционности международного договора Конституционный Суд в пятидневный срок со дня поступления предложения Президента Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, принимает решение, оформляемое в виде отдельного документа.

Статья 878. Особенности официального толкования Конституционным Судом декретов и указов Президента Республики Беларусь

Рассмотрение Конституционным Судом вопроса об официальном толковании декретов и указов Президента Республики Беларусь осуществляется с использованием письменной формы конституционного судопроизводства в соответствии с правилами, предусмотренными главой 61 настоящего Регламента.

Официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, данное Конституционным Судом по поручению Президента Республики Беларусь, является обязательным для государственных органов и иных организаций, должностных лиц и граждан.

Официальное толкование Конституционным Судом декретов и указов Президента Республики Беларусь осуществляется в сроки, установленные Президентом Республики Беларусь, а в случае, когда Президентом Республики Беларусь эти сроки не установлены, – с учетом требований статьи 9 настоящего Регламента.

По результатам официального толкования декретов и указов Президента Республики Беларусь Конституционный Суд принимает решение, оформляемое в виде отдельного документа.

Статья 879. Особенности производства по делам о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства

Производство по делу о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства осуществляется Конституционным Судом с использованием письменной формы конституционного судопроизводства в соответствии с правилами, предусмотренными главой 61 настоящего Регламента.

При рассмотрении дела о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства Конституционный Суд проверяет представленные сведения, исследует доказательства, свидетельствующие о наличии либо об отсутствии этих фактов, и дает им оценку. Конституционный Суд вправе рассматривать только факты, указанные Президиумом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в его предложении.

По результатам рассмотрения дела о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства Конституционный Суд принимает решение, оформляемое в виде отдельного документа. Данное решение принимается в сроки, определенные в соответствии со статьей 9 настоящего Регламента.

Статья 8710. Особенности рассмотрения предложения об изложении Конституционным Судом своей позиции о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь

Рассмотрение предложения об изложении Конституционным Судом своей позиции о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, осуществляется с использованием письменной формы конституционного судопроизводства в соответствии с правилами, предусмотренными главой 61 настоящего Регламента.

Пределы рассмотрения предложения ограничиваются установлением соответствия или несоответствия документов, указанных в предложении, общепризнанным принципам и нормам международного права.

Позиция Конституционного Суда излагается в решении, оформляемом протокольно.».

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь
П.П.Миклашевич