О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны труда»

загрузка...

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 июня 2009 г. № Р-341/2009
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны труда»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны труда».

Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны труда», других законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны труда» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 5 июня 2009 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 июня 2009 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Структурно Закон состоит из 8 статей. Статьей 1 Закона вносится изменение в статью 1 Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», статьей 2 уточняется редакция статьи 22 Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьей 3 вносятся дополнения и изменения в отдельные статьи Трудового кодекса Республики Беларусь, статьей 4 – дополнения и изменения в некоторые статьи Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, статьей 5 уточняется редакция статьи 30 Закона Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь», статьей 6 – редакция статьи 4 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», статьей 7 – редакция статьи 30 Закона Республики Беларусь «О высшем образовании». Статьей 8 Закона устанавливается дата вступления его в силу.

При оценке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации объявлены Конституцией высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2).

Указанное конституционное положение получило развитие и в других статьях Основного Закона. Согласно статье 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства. В части первой статьи 41 Конституции закреплено право граждан на здоровые и безопасные условия труда. Гарантируя гражданам Республики Беларусь право на охрану здоровья, Конституция в числе важнейших мер, направленных на обеспечение указанного права, предусматривает совершенствование охраны труда (часть третья статьи 45).

Нормы Закона направлены прежде всего на дальнейшее развитие приведенных конституционных норм и принципов, создание дополнительных правовых механизмов для реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда и гарантии его обеспечения, упорядочение используемой в других законах терминологии.

Так, пункт 5 статьи 222 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), излагаемый в новой редакции, расширяет право работника на охрану труда, предусматривая личное участие работника или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении в установленном порядке проверок по охране труда на его рабочем месте, расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания (пункт 6 статьи 3 Закона).

Одновременно новая редакция части первой статьи 223 ТК, определяющая гарантии для реализации права работников на охрану труда, дополняется указанием на осуществление государством государственного управления охраной труда (пункт 7 статьи 3 Закона).

Пункты 71, 72, 73, которыми дополняется статья 226 ТК, содержат нормы, устанавливающие обязанности нанимателя по разработке и внедрению процедур, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, по предотвращению аварийных ситуаций и другое (пункт 8 статьи 3 Закона).

Статья 227 ТК помимо уточнений редакционного характера дополняется нормой, закрепляющей обязанность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по созданию службы охраны труда или введению в штат должности специалиста по охране труда в пределах установленной численности работников (пункт 9 статьи 3 Закона).

В статью 232 ТК наряду с уточнением отдельных обязанностей работников по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, трудовым договором, должностными обязанностями и правилами внутреннего трудового распорядка, вносятся дополнения, устанавливающие обязанность работника по оказанию содействия и сотрудничеству с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, содействию нанимателю в оказании помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения, исполнение других обязанностей, предусмотренных законодательством об охране труда (пункт 12 статьи 3 Закона).

По мнению Конституционного Суда, наделение граждан правами на здоровые и безопасные условия труда, на охрану здоровья не освобождает их от выполнения корреспондирующих этим правам обязанностей. Оптимальное, гармоничное сочетание прав и обязанностей согласуется с конституционными положениями об ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2), обязанности каждого, кто находится на территории Республики Беларусь, соблюдать ее Конституцию и законы (статья 52), возможности понуждения к исполнению обязанностей, предусмотренных законами, что вытекает из требований статьи 58 Конституции. Конституционный Суд считает, что именно через достижение сбалансированного характера прав и обязанностей проявляется действие конституционного принципа взаимной ответственности, в соответствии с которым должно обеспечиваться правомерное поведение не только государства, всех его органов и должностных лиц, но и других субъектов права, в том числе граждан.

Анализ изменений и дополнений, вносимых в ряд других законов Республики Беларусь, содержащих нормы по вопросам охраны труда, свидетельствует о том, что они носят в основном редакционный характер и направлены на согласование с нормами специального Закона Республики Беларусь «Об охране труда». Такой подход отвечает принципу правовой определенности, в соответствии с которым правовое регулирование общественных отношений в целях обеспечения единообразного понимания и применения нормативных положений должно быть точным, понятным, полным и согласованным, не содержать правовых коллизий.

По форме нормативного правового акта проверяемый Закон как акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения, отвечает требованиям статей 97, 98, 100, 104 Конституции, статей 15, 16 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и пункта 92 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности», которые устанавливают правила внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты.

Порядок принятия Закона соответствует положениям статей 97–100 Конституции. Субъекты законодательного процесса при принятии Закона действовали в рамках предоставленной им компетенции.

Таким образом, Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны труда» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь
П.П.Миклашевич

Юридический форум Республики Беларусь: