О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь

1 сообщение / 0 новое
Юрист
Аватар пользователя Юрист
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
25 мая 2009 г. № Р-332/2009
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.

  • на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
  • рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле».

Заслушав судью-докладчика Шуклина В.З., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция) и Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле», Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 24 апреля 2009 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 мая 2009 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона связано с необходимостью обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы, защиты и устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, согласования отдельных норм Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании) с нормами иных законодательных актов Республики Беларусь.

При оценке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

Согласно статье 132 Конституции на территории Республики Беларусь проводится единая денежно-кредитная, валютная политика. В статье 136 Конституции предусмотрено, что Национальный банк Республики Беларусь регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Из содержания статей Закона следует, что в целях обеспечения стабильности валютного регулирования и валютного контроля усиливаются регулятивные функции Национального банка при осуществлении валютных операций, связанных с движением капитала, и упорядочивается правовое регулирование отношений, касающихся текущих валютных операций.

Так, валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются только на основании разрешений Национального банка, если иное не установлено Законом о валютном регулировании или Президентом Республики Беларусь. Отдельные текущие валютные операции, связанные с оттоком и притоком капитала (по предоставлению и получению кредитов и (или) займов и др.), исключаются из статьи 5 Закона о валютном регулировании и относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала.

Некоторые валютные операции, отнесенные статьей 7 Закона о валютном регулировании к операциям, связанным с движением капитала: осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг, включаются в абзац второй статьи 5 указанного Закона, определяющий текущие валютные операции (пункт 5 статьи 1 Закона).

Положениями проверяемого Закона расширяется перечень операций неторгового характера, относящихся к текущим валютным операциям, а также увеличивается число валютных операций, связанных с движением капитала, на которые не требуется разрешение Национального банка. В связи с этим статья 6 и часть пятая статьи 10 Закона о валютном регулировании излагаются в новой редакции (пункт 8 статьи 1 Закона).

В целях обеспечения прав граждан на проведение валютно-обменных операций статья 12 Закона о валютном регулировании дополняется новой частью, устанавливающей, что названные операции осуществляются без регистрации данных документа, удостоверяющего личность физического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности (пункт 10 статьи 1 Закона).

Конституционный Суд обращает внимание на пункт 8 статьи 1 Закона о дополнении части третьей статьи 10 Закона о валютном регулировании, в соответствии с которым перевод гражданами-резидентами денежных средств по сделкам, предусматривающим доверительное управление валютными ценностями, осуществляется с разрешения Национального банка. Установление разрешительного порядка на перевод валютных ценностей свидетельствует об определенном ограничении права граждан на свободное распоряжение принадлежащим им имуществом. Вместе с тем, по мнению Конституционного Суда, данный подход обусловлен обязанностью государства, предусмотренной в статье 44 Конституции, принимать меры по охране сбережений и защите собственности граждан, приобретенной законным путем. Важность и своевременность принятия таких мер усиливаются в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Разрешительный порядок не предполагает введения полного запрета на осуществление указанной валютной операции, а преследует в том числе цель предупреждения возможных негативных последствий при размещении физическими лицами денежных средств в управляющих компаниях-нерезидентах, не обеспечивающих гарантий их сохранности и возврата.

Законом уточняется перечень валютных ценностей для целей валютного регулирования, устанавливается порядок исчисления сроков, а также вносятся другие изменения и дополнения в Закон о валютном регулировании.

Нормы Закона соответствуют статьям 2, 21, 44 и другим статьям Конституции.

По форме нормативного правового акта Закон отвечает требованиям части первой статьи 15 и части первой статьи 16 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Порядок принятия Закона соответствует положениям статей 97–100 Конституции. Субъекты законодательного процесса при принятии Закона действовали в рамках предоставленной им компетенции.

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта, порядку его принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь
П.П.Миклашевич