Практический опыт реализации Декрета № 18.

Согласно Закону Республики Беларусь «О правах ребёнка» защита государством и обществом детства является важнейшей политической, социальной и экономической задачей. Тем более актуальна задача обеспечения защиты прав и интересов тех категорий детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Наше общество не должно допускать того, чтобы родители безответственно относились к своим детям.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко поставил задачу по созданию чёткой системы защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях и обеспечению взыскания расходов по содержанию детей с таких родителей.

Определенные шаги в этом направлении были сделаны ещё 5 лет назад. Так, в июле 2005 года был принят Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам возмещения расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении».

Законодательно были закреплены категории родителей, обязанных возмещать расходы государства на содержание их детей, определена судебная процедура взыскания указанных расходов, решен ряд вопросов трудоустройства неработающих обязанных родителей, в частности было предусмотрено бронирование для них рабочих мест.

Однако, в целях обеспечения последовательного решения проблемы социального сиротства, а также максимального возмещения расходов на содержание детей, потребовалось принятие дополнительных правовых мер, которые были закреплены в принятом Главой государства 24 ноября 2006 г. Декрете № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Декрет призван обеспечить регулирование всех аспектов данной сферы отношений – от отобрания ребёнка из неблагополучной семьи, утверждения плана защиты его прав, определения его на государственное обеспечение, до принятия мер воздействия на родителей в целях их ресоциализации и обеспечения возмещения ими средств на содержание детей.

Положения Декрета направлены на обеспечение защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышение ответственности родителей, не выполняющих конституционных обязанностей по воспитанию своих детей, а также на решение ряда практических проблем, возникших в ходе правоприменительной практики упомянутого Закона.

Министерство юстиции, начиная с 2005 года, постоянно отслеживает практику применения законодательства по возмещению родителями, бросившими своих детей, расходов на их содержание.

В целях надлежащего и оперативного проведения исполнительных действий по исполнительным производствам в отношении лиц, обязанных выплачивать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении приказом Министерства юстиции утверждены Методические рекомендации для судей и судебных исполнителей общих судов о порядке проведения исполнительных действий по исполнительным производствам о взыскании расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Судами республики, совместно с другими заинтересованными государственными органами, постоянно и планомерно проводится работа, направленная на оздоровление общества, защиту детей, находящихся в социально опасном положении, повышение ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей.

Результатом данной работы явилось значительное сокращение рассмотренных судами гражданских дел по искам о взыскании расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Так, если в 2006 году судами республики было рассмотрено свыше 21 тысячи (21 435) исков о взыскании с родителей расходов государства на содержание их детей, то за 9 месяцев текущего года – только 2 844 дела.

Таким образом, неблагополучных семей в нашей стране становится все меньше, родители стали более ответственно относится к воспитанию и содержанию своих детей.

Кроме того, наметилась положительная тенденция о восстановлении обязанных лиц в родительских правах, т.е. сами родители, которые были лишены родительских прав, хотят быть восстановлены в родительских правах и вернуть своих детей в семью. По состоянию на 1 октября 2010 г. в биологические семьи вернулось 2 877 детей.

Обязанные родители все в большем объеме возмещают государству расходы по содержанию их детей. Если в 2006 году реально было взыскано более 4 млрд. рублей или 14,2% от общей взыскиваемой суммы, то в настоящее время взыскано уже более 121 млрд. рублей или 57,6%.

Вместе с тем, в целях дальнейшего повышения результативности по реализации требований Декрета необходима скоординированность действий всех заинтересованных государственных органов. Так, актуальными являются уже не вопросы трудоустройства обязанных лиц, а подбор для них таких мест работы, чтобы заработок позволял в полной мере погашать расходы на содержание детей; не в полной мере используется норма Декрета, предусматривающая возможность использования временно свободных жилых помещений обязанных родителей для проживания других лиц на платной основе.