Неформальное образование могут узаконить

В Кодекс об образовании, который может быть окончательно принят в ходе текущей сессии парламента, не исключено, войдут предложения белорусских и зарубежных специалистов в сфере неформального образования.

О том, что неформальному образованию найдется место в кодексе, говорил заместитель председателя комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Александр Шатько на III Фестивале неформального образования, который прошел 8-10 октября в Минске.

Неформальное и дополнительное образование - стимул к развитию человека как личности, как профессионала. Из года в год люди, работающие в этой сфере, указывают, что проблема неформального образования связана прежде всего с законодательной базой. С одной стороны, - это малая представленность сферы в законодательстве. С другой, - опасения, что эту сферу могут заформализовать.

Пока неформальное образование настолько неформально, что чуть ли не каждый понимают под этим понятием нечто свое. Не имеет сфера неформального образования и юридического статуса. Закон "Об образовании" говорит лишь о дополнительном образовании, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку.

"На сегодняшний день говорить, что образование сформировано и вносить в него какие-либо элементы не нужно - рано и, вероятно, бессмысленно, - сказал Александр Шатько. - Поэтому все собравшиеся здесь представители неформального образования не только из Беларуси, но и из зарубежных стран могут внести очень серьезный вклад в развитие образования и культуры Республики Беларусь".

Шатько напомнил, что в скором времени будет принят и вступит в силу пересмотренный Кодекс об образовании, в котором, как отметил парламентарий, очень много спорных моментов. Однако, по словам зампредседателя комиссии, во многом разработчики кодекса сознательно шли на консультативный диалог с различными организациями, в том числе и с экспертами в области неформального образования.

"Я надеюсь, что в данный кодекс войдут многие желаемые, и нами в том числе, моменты, касающиеся неформального образования, потому что, особенно в образовании взрослых, необходимо усилие всех структур, не только государственных", - отметил депутат.

Проект Кодекса об образовании был принят в первом чтении Палатой представителей 5 ноября 2009 года. Второе чтение документа запланировано на осеннюю сессию, которая открылась 4 октября.

В проекте кодекса есть раздел, посвященный дополнительному образованию для взрослых. "Дополнительное образование взрослых - вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие и самосовершенствование личности", - говорится в проекте.

Пока по проекту Кодекса об образовании право на образовательную деятельность будут иметь лишь учреждения образования, организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством Беларуси предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Общественные организации не однажды высказывали обеспокоенность, что им в праве учить будет отказано.

Образовательная деятельность лицензируется. Кроме того, учреждения образования должны пройти процедуру аккредитации.

На заседании Общественно-консультативного совета при Администрации президента 29 сентября член совета, директор Центра системных бизнес-технологий "Сатио" Жанна Гринюк отметила, что сложности в развитии системы дополнительного образования связаны с тем, что на организацию образовательного процесса для взрослых распространяются все требования, которые, например, выдвигаются и для дошкольных учреждений образования. Для получения лицензии и аккредитации нужен договор с гостиницей, столовой, где будут проживать и питаться слушатели курсов. Необходимо также представить учебно-тематическое, почасовое планирование и программу курса.

Жанна Гринюк такую систему получения лицензии и аккредитации назвала "безумной" и не соответствующей мировым стандартам образования для взрослых.