Минтруда и соцзащиты предлагает усовершенствовать государственную адресную социальную помощь

Система предоставления государственной адресной социальной помощи (ГАСП) нуждается в дальнейшем совершенствовании. Такое мнение высказал начальник управления государственной социальной поддержки населения Министерства труда и соцзащиты Беларуси Иван Нагибин.

Механизм государственной адресной социальной помощи был запущен в Беларуси в 2001 году. Эта система нацелена на оказание материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям. Механизм предоставления ГАСП постоянно совершенствовался. С 1 января нынешнего года вступил в силу указ №458 "О государственной адресной социальной помощи", направленный на усиление соцподдержки нуждающихся в ней жителей страны. Этим документом предусмотрен ряд нововведений. Так, объединены в единую систему адресной социальной помощи два вида господдержки: ГАСП и безналичные жилищные субсидии. Увеличен период назначения ежемесячного социального пособия с 3 до 6 месяцев, при этом совокупный доход семьи (гражданина) исчисляется за 12 месяцев, предшествующих обращению за помощью. Введён новый вид ГАСП - пособие на оплату технических средств социальной реабилитации. Это пособие предоставляется безотносительно дохода семьи (гражданина) инвалидам третьей группы и детям в возрасте до 18 лет, не признанным инвалидами, но нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах реабилитации. Повышен критерий нуждаемости (со 120% до 150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения) при предоставлении единовременного социального пособия малообеспеченным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

"Изменения в законодательстве позволили расширить круг получателей социальной поддержки, упростить процедуру её предоставления, а также более объективно оценивать нуждаемость семей (граждан) и рационально расходовать финансовые ассигнования, - подчеркнул Иван Нагибин. - Но вместе с тем есть и узкие места".

Так, оказался неурегулированным вопрос о предоставлении социального пособия на оплату средств реабилитации инвалидам третьей группы, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо находящимся на принудительном лечении. Возникают также вопросы по назначению такого пособия инвалиду третьей группы вследствие трудового увечья в тех случаях, когда ему не выплачиваются "Белгосстрахом" средства на техсредства социальной реабилитации.

Кроме того, поступают предложения от граждан назначать пособие также и для оплаты средств реабилитации, которые не включены в Государственный реестр (речь идет о компрессионных чулках, памперсах, а также оплате экзопротеза молочной железы).

Иван Нагибин отметил, что когда инвалидам третьей группы требуется первичное, сложное или атипичное протезирование, то необходимо их пребывание в протезно-ортопедическом госпитале РУП "БПОВЦ". Однако указом №458 оплата расходов по пребыванию в стационаре не предусмотрена (для справки: стоимость одного дня пребывания в госпитале в настоящее время составляет Br89 тыс.) В результате возникают ситуации, когда инвалид третьей группы не в состоянии оплатить пребывание в стационаре, а процесс изготовления протеза требует его постоянного присутствия...

"Довольно остро стоит вопрос о применении нормы указа, касающейся выездного туризма, - сказал собеседник. - Учитывая, что для жителей приграничных районов процедура пересечения границы упрощается, данная проблема будет только углубляться. Поэтому необходимо уточнить ситуации, при которых выезд за пределы республики за счет собственных средств к выездному туризму относиться не будет: участие в похоронах, посещение могил близких родственников, выезд к нетрудоспособным членам семьи, которых по закону обязан содержать и другие".

Как уже отмечалось, указом в 4 раза увеличен расчётный период (с 3 до 12 месяцев). За столь длительный период может измениться социальный статус заявителя, членов его семьи, в составе семьи могут происходить изменения, влияющие на право получать помощь. Поэтому целесообразно выработать новые подходы к определению состава семьи и расчету ее совокупного дохода.

Кроме того, перед системой государственной адресной социальной помощи стоит задача по объединению в единую систему различных видов соцподдержки, основанных на критерии нуждаемости. К ним, в первую очередь, относится государственное пособие на детей в возрасте старше 3-х лет.

По словам Ивана Нагибина, предложения по корректировке нормативной базы по ГАСП уже отрабатываются, в следующем году они будут внесены в установленном законодательством порядке.

На оказание государственной адресной социальной помощи (ГАСП) малообеспеченным жителям Беларуси за январь-сентябрь текущего года направлено Br42,5 млрд., ГАСП назначена 142,7 тыс. человек (90% от общего числа обратившихся). Средний размер ежемесячного социального пособия равнялся Br50,4 тыс. на человека, единовременного - Br164,4 тыс. Причем число получателей единовременного социального пособия возросло в 3 раза по сравнению с январем-сентябрем 2009 года и достигло 22,8 тыс. человек. Основными получателями ГАСП являются многодетные и неполные семьи - они составляют 33,6% и 28,8% от общего числа получателей. Получателями пособия на оплату технических средств социальной реабилитации в январе-сентябре стали 12,6 тыс. человек, финансирование на эти цели достигло Br6,3 млрд. Кстати, стоимость средств реабилитации колеблется от Br140 тыс. до Br3,2 млн.

Следует отметить, что основная сумма ГАСП в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий выплачивается заявителям в денежной наличной форме. А неблагополучным семьям такие пособия назначаются в натуральной форме (за девять месяцев они составили почти Br458 млн., или 1,3% от общего объема финансирования). В денежной безналичной форме осуществляется и оплата жилищно-коммунальных услуг (на Br445,5 млн., или 1,2%).