Белорусские депутаты приняли во втором чтении проект Кодекса Республики Беларусь об образовании

Проект Кодекса Республики Беларусь об образовании принят сегодня во втором чтении на сессии Палаты представителей Национального собрания.

Представляя в Овальном зале этот документ, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович рассказал, что Кодекс разработан Советом Министров по поручению Главы государства, необходимость его создания была закреплена в Программе социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы, одобренной 3-м Всебелорусским собранием. В первом чтении документ был принят 5 ноября 2009 года. В проекте систематизированы и упорядочены действующие нормы права, разработаны новые нормы для регулирования отдельных уровней образования, сохранена преемственность в правовом регулировании образовательной деятельности, что даст возможность сократить количество действующих в этой сфере нормативных правовых актов.

Как отметил Владимир Зданович, при подготовке документа было рассмотрено около 1,5 тысяч устных и письменных замечаний к проекту. Комиссия вела работу совместно с Министерством образования и Национальным центром законодательства и правовых исследований Беларуси. Изменения и дополнения, внесенные в проект, согласованы со всеми субъектами права законодательной инициативы без замечаний.

Документ структурно состоит из Общей и Особенной частей и включает 17 разделов, 63 главы и 295 статей. В Общую часть включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование общих для всех уровней образования вопросов и закрепляющие основы правового регулирования общественных отношений в сфере образования. Особенная часть охватывает все уровни образования и включает разделы, обеспечивающие правовое регулирование систем дошкольного образования, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского, дополнительного образования детей и молодежи, взрослых, специального образования, поддержки отдельных категорий детей. В проекте дополнен и уточнен понятийный аппарат системы образования.

"В нашей стране каждый имеет право на образование. Для его реализации обеспечивается развитие сети учреждений образования, сохранение бюджетного финансирования, развитие системы кредитования граждан, получающих образование, равенство белорусского и русского языков в обучении", - сказал депутат. Он отметил, что "при желании обучающихся или их законных представителей могут создаваться группы, классы, детские сады, школы, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства". Более того, при наличии условий образовательный процесс может полностью осуществляться на иностранном языке.

По словам депутата, в документе предусмотрено создание условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также организация образовательного процесса на основе культурных традиций и ценностей белорусского народа. В документе сохранены лучшие приобретения белорусского образования - национальные черты, государственная поддержка, доступность, бесплатность, справедливость при приеме, стабильность функционирования, учет социально-экономических условий. Вместе с тем, документ ориентирован на будущее. Его правовые нормы направлены на повышение качества образования, дальнейшее укрепление престижа белорусского образования на мировом уровне. "И что очень важно, - подчеркнул Владимир Зданович, - кодекс органично вписывается в среднесрочные и долгосрочные планы социально-экономического развития нашего государства".

Проект охватывает правовыми нормами всю сферу образования - от дошкольного до образования взрослых. "Документ дает возможность получать образование любого уровня каждому жителю, независимо от его возраста, жизненной ситуации, социального статуса, здоровья, доходов и места проживания", - отметил депутат. Он подчеркнул, что условия для получения образования в Беларуси созданы всем: сельским и городским, юным и пожилым, здоровым и с особенностями развития.

По мнению депутата, кодекс получился основательным и добротным, удобным для правоприменительной практики. Он комплексно и логично раскрывает все стороны белорусского образования. "Возможно, с течением времени в тексте выявятся какие-то просчеты, ошибки, но, согласитесь, исправить их, внести изменения в Кодекс, дополнить его будет значительно проще, чем создавать новый документ", - резюмировал Владимир Зданович.